|
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
1. Раскрытие темы
ДВА ПОДХОДА К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ
Как раскрыть тему сочинения? Снова мучительный вопрос! Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы. К какому результату они приведут - вот мера их правильности.
ПОДХОД ПЕРВЫЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ: В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ: Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ: Сочинение - это максимум информации по теме.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ? Нечто бесформенное по поводу темы.
НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД
_________________________________________________________
ПОДХОД ВТОРОЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ: Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.
ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ: Сочинение - это тезис и его аргументация.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ? Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.
ВЕРНЫЙ ПОХОД: СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ |
2. Этапы работы над сочинением
Этапы работы над сочинением :
ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ. |
Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.
ТЕМА (ЭТАП 1 . Из множества вопросов, составляющих объем темы сочинения, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.) |
ЭТАП 4 . Общая характеристика темы сочинения. |
Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения... |
ЭТАП 5 . Мотивировка сужения темы сочинения. |
Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему. |
ЭТАП 3 . Основная часть. Аргументация тезиса сочинения. |
Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности. Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения. |
ЭТАП 2 . Тезис основной части сочинения. |
Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения. Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения. |
ЭТАП 6 . Тезис заключения сочинения. |
Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д. |
|
Оказывается, мы работаем над сочинением не в прямой последовательности частей - от начала к концу, - а иначе. Задумайтесь над этим фактом! Теперь смотрите, что из этого вышло! |
3. Требования к сочинению
ТРЕБОВАНИЯ к сочинению |
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ |
ОШИБКИ |
1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических. |
Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам! |
ЯЗЫК |
2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении. |
Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству! |
СТИЛЬ |
3.Стилистическое единство и выразительность сочинения. |
Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление! |
ЛОГИКА |
4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении. |
Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему! |
ТЕКСТ И ЕГО ФАКТЫ |
5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении. |
Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений! Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится! |
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения. |
Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку. |
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ |
7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения. |
Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах. |
КРУГОЗОР |
8.Широкий кругозор. |
Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам |
ТЕМА |
9.Самое важное, самое главное!
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГО ТЕМЕ. |
О соответствии содержания сочинения его теме будем рассуждать далее... |
4. Последовательность написания сочинения
Какую последовательность работы над сочинением можно предложить исходя из представления о том, что сочинение - доказательство ясно сформулированного утверждения? Перейдем в область практических действий. Допустим, нам предложено написать сочинение по следующей теме: "Конфликт в пьесе Грибоедова "Горе от ума". Попробуем нашу деятельность разбить на условные этапы, на каждом из которых мы решаем какую-то конкретную задачу (этапы 0.1, 0.2, 0.3 подготовительные, но совершенно необходимые).
|
0.1. СУЖЕНИЕ ТЕМЫ |
Тема сочинения имеет определенный объем, и этот объем может быть разбит на отдельные части. |
Конфликт в "Горе от ума" = общественный конфликт + любовный конфликт + конфликт поколений + главный конфликт + второстепенный конфликт и т.д... |
0.2. ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ |
Каждую из этих частей тоже можно делить на части. |
Общественный конфликт= содержание общественного конфликта + структура, строение общественного конфликта + актуальность общественного конфликта в наше время и т.д... |
0.3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ЗАМЕНЯЮЩИХ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ И СУЖАЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕМ |
Чтобы наша деятельность была целенаправленной, мы должны определять объем раскрываемой темы с помощью множества вопросов, т.к. вопросы нуждаются в ответе, тем самым стимулируют наше движение к результату - выводу сочинения. |
Конфликт в "Горе от ума". (Какой конфликт в пьесе можно назвать главным и почему? Как в пьесе переплетены общественный и любовный конфликты? Почему общественный конфликт актуален и в наше время? Каковы особенности строения общественного конфликта? Как в конфликте отразилась авторская идея, позиция, замысел?) |
1. ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА, НА КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЯСНЫЙ ОТВЕТ |
Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ. |
Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, позиция, замысел? |
2. ОТВЕТ НА ВОПРОС СОЧИНЕНИЯ - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ. |
Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения. Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения, вывод главной части, заранее известный результат нашей работы. |
Грибоедов полагает, что общественный конфликт завершится победой консервативных сил. |
3. ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ |
Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности. Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения. |
1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный. 2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны. 3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку. 4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого. 5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время. 6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе. |
4. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ |
Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения... |
Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе. |
5. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ |
Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему. |
Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить, какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными и важными для нас - типология, структура, актуальность или что-то другое ? Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт. |
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения, с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д. |
Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели поражение в 1825 году. Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель. Жива надежда. |
5. Структура сочинения
Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.
КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"
ЭТАП 1. Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, замысел, позиция ?
ЭТАП 4. Общая характеристика темы. Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе
ЭТАП 5. Мотивировка сужения темы. Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить, какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными и важными для нас - типология, структура, актуальность или что-то другое ? Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт
ЭТАП 3. Основная часть. Аргументация тезиса. 1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный. 2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны. 3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку. 4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого. 5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время. 6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе
ЭТАП 2.Тезис основной части . Изображая поражение Чацкого в любовном конфликте, автор, видимо, полагает, что общественный конфликт также завершится победой консервативных сил русского дворянства. Это является источником противоречия в сознании автора, которое он не в силах разрешить для себя : с одной стороны, то, что предлагает Чацкий, правильно, разумно, жизненно необходимо русскому обществу, с другой стороны, автор осознает, что вряд ли прогрессивные, разумные силы одержат верх в историческом конфликте
ЭТАП 6. Тезис заключения Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели поражение в 1825 году. Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель. Жива надежда.
|