«Проблематика сатирических сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».
Родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в селе Спас-Угол, Тверской губернии, в семье богатых помещиков. Его детство и молодые годы были свидетелями самого разгара крепостнического права. В семье полновластно господствовала мать – Ольга Михайловна, вышедшая из богатой купеческой семьи, «кулак-баба», по выражению Щедрина. Жестокость помещицы-крепостницы сочеталась в её характере с умелой хваткой буржуа-накопителя. Мать воспитанием детей не утруждала себя, все её силы были направлены на приобретательство. Крепостническое «гнездо» Салтыковых было как бы прообразом крепостнической России в миниатюре. Здесь были угнетатели и угнетаемые, здесь шла жестокая борьба за собственность и за привилегии. Рабская психология складывалась не только у крепостных, но и у самих помещиков. Позднее, родные – мать, братья, сёстра, знакомые помещики послужили Салтыкову-писателю прототипами многочисленных сатирических персонажей. В произведениях Салтыкова-Щедрина изображены также те крепостные, в окружении которых проходило его детство. Он придавал огромное значение впечатлениям, вынесенным из родного «крепостнического гнезда».
Политические сказки Щедрин начал писать ещё в 60-е годы, но большая часть их была написана в 80-е годы. С помощью сказок легче было донести до народа революционные идеи. Фантастика, гипербола, гротеск, зоологические маски – основные сатирические приёмы, к которым прибегает автор в сказках. Комический эффект создаёт перенесение человеческих черт на животный мир. Аллегория Щедрина прозрачна и смела. «Орлы хищны и плотоядны… живут всегда в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают». Так начинается сказка об «Орле-меценате». И сразу перед читателями раскрываются характерные обстоятельства жизни, царственного орла (намёк на царский герб) и даёт понять, что речь идёт совсем не о птицах. Орёл нарядил в «кандалы» и «заточил в дупло навечно» грамотея-дятла, уничтожил соловья за его вольные песни, разорил «ворон-мужиков». Кончилось тем, что вороны взбунтовались и оставили орла умирать голодной смертью. «Сиё да послужит орлам уроком», - многозначительно заключает сатирик. Особенно открыто и резко говорится о том, что революция неизбежна, в сказке «Богатырь». Иванушка-дурачок перешибает кулаком дупло, где спит гнилой «богатырь», веками державший в кабале «многострадальную и долготерпеливую» страну. Сказка «Коняга» - подлинный гимн многострадальному русскому крестьянству. Обобщённый образ труженика-кормильца России, которого мучают паразиты-угнетатели, есть в самых ранних сказках Щедрина. «Как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». «А я, коли видели, висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха ходит – это он самый я и есть!» - говорит мужик генералам. Щедрин и в этой сказке, как и в других своих произведениях, скорбит о покорности народа. Он горько смеётся над тем, что мужик по приказу генералов сам вьёт верёвку, которой они его связывают. Но вместе с тем, весь облик мужика в сказке, дышит несокрушимой мощью, обрисован автором с теплотой и любовью. Мужик честен, прям, добр, уверен в своих силах, необычайно сметлив и умён. Он может всё: не только достаёт пищу, шьёт одежду, он шутя переплывает «океан-море», несмотря на бури и штормы. И к эксплуататорам своим мужик относится насмешливо, ни на мгновенье не теряя чувства собственного достоинства. Генералы выглядят жалкими, ничтожными: они «ничего не понимают», они грязны, трусливы, беспомощны, жадны, глупы. Если их сравнивать с животными, то им больше всего подходит свинья. А между тем, они считают себя благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок! – сейчас марш работать!» . Спасшись от смерти, благодаря мужику, они высылают ему на кухню жалкую, нищенскую подачку «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» - насмешливо заканчивает сказку автор.
Та же идея заложена и в сказке «Дикий помещик», написанной в 1869 году. Щедрин ставит здесь очень остро проблему послереформенных взаимоотношений дворян-крепостников и крестьянства. «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!». Курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!». И земля, и вода, и воздух – всё его стало!».
Дикий помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности – продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает лишь после того, как возвращаются его крестьяне.
Народ в сказках Щедрина горько размышляет об общественных отношениях в России. Все они ясно видят, что существующий строй обеспечивает счастье только богатым.
Олицетворением пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноимённой сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Потому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но какая это была бесцельная, унизительная жизнь! «ОН жил и дрожал – только и всего».
Многие сказки Щедрина посвящены обличению царского чиновничества, грабящего народ.
Своими сказками Салтыков-Щедрин хотел пробудить народ к активной борьбе против самодержавия. Сатира Салтыкова-Щедрина – это одно из самых значительных явлений русской литературы середины девятнадцатого века, и она остаётся современной и по сей день, так как те проблемы, которые он затрагивал в своём творчестве, остаются животрепещущими и для нас.
Content-Disposition: form-data; name="file"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream
|