Тема Родины в творчестве С.А.Есенина.
Всё детство и юность С.А.Есенин провёл в родном рязанском селе Константиново, в Спас-Клепинах, где он окончил «второклассную» учительскую школу. С ранних лет он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как «Заглушила засуха посевы…», «Край ты мой заброшенный…» и другие. Однако подобные вещи относительно редки в его раннем творчестве. Пахота и жатва – основные вехи веками размеренного крестьянского труда, но этих картин, по сути дела, в стихах Есенина нет. Чаще встречаются, пожалуй, только сенокос да выпас лошадей в ночном. В его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья.
Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Сельская жизнь предстаёт в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые лучшие чувства и верования поэта. Родная рязанская изба и приокские просторы обретают сказочную красочность:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повести.
Где-то мышь скребётся в затворённой клети…
В ранних стихах Есенин открыто романтизирует деревенское бытие. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, он стремится не просто донести до читателя свою радость от их видения, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Светлый и радостный колорит кажется преобладающим. Однако за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью в его стихах всегда видится нечто грустное и печальное. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья. Мечта о человеческом счастье, боль от его отдалённости, недостижимости и хрупкости, сочувствие человеку – это коренные свойства поэзии Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесённые через всё творчество.
И ещё одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина – полная слитность с народной жизнью. Перед Есениным никогда не вставала проблема поиска пути к народу, не было необходимости специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не в происхождении поэта, не в обстоятельствах его жизни, не в природном знакомстве с реальными условиями, тяготами и лишениями крестьянской судьбы, хотя, конечно, кровная связь с крестьянской жизнью обогатила Есенина её органическим, некнижным знанием.
Родная земля дала ему народный взгляд на жизнь, наделила мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа – он сам по праву ощущал себя одним из её носителей. Она жила в нём, была впитана со всем крестьянским обиходом родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые были главным родником его творчества. Владел этим неоценимым богатством он свободно и непринуждённо. Он говорил и пел песни словами, которыми поёт народ.
Только одно из ранних стихотворений назвал Есенин «Подражанье песне», одно из последних – «Песня», да ещё «Песнь о собаке» и «Песнь о хлебе». Время Есенина пересекалось величайшими историческими событиями: первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война и начало строительства первого в мире государства рабочих и крестьян. Вместе со своей страной рос и менялся поэт, мужал его талант. За короткий срок он прошёл необычайно яркий и своеобразный путь.
|