"Маленькие
трагедии" - цикл пьес Пушкина, включающий четыре трагедии: "Скупой
рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость",
"Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период
Болдинской осени (1830 год). Первоначальный вариант названия трагедии
"Моцарт и Сальери" - "Зависть", но драматург отказывается
от этого названия. Его интересует не нрав завистника, а философия
художника-творца. В трагедии "Моцарт и Сальери", созданы образы не
вымышленных, а реальный исторических лиц: австрийского музыканта Моцарта и
итальянского музыканта Сальери. Однако пушкинский Моцарт так же далек от
реального Моцарта, как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, ныне
опровергнутой, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим и
питавшим к нему жгучую ненависть. Но Пушкин все же использует эту легенду,
вспоминая эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта "Дон
Жуан": "раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый
Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью". Ненормальный, с
точки зрения здравого смысла, поступок Сальери показывает, что его совершил
человек не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство
опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому
чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес.
Что же привело
Сальери к убийству? Сальери с самого раннего детства посвятил себя музыке, он
не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается
длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов. С
этого момента и начинается роковое движение Сальери к преступлению. Поставив
искусство выше человека, Сальери убеждает себя в том, что человек и его жизнь
может быть принесена в жертву искусству. Первый шаг к убийству - утверждение,
что убийца лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не
несет. Затем делается самый решительный шаг: слово "убить" заменяется
словом "остановить": « …я избран, чтоб его Остановить…» Моцарт в
сущности противоположен Сальери. Моцарт и Сальери принадлежат к людям
искусства, но они противоположны во мнениях о бытии. Сальери расходится с
Моцартом в том, что он ждет от своих трудов, от занятий музыкой
"презренной пользы" - славы, наград. Он сделал свое ремесло подножием
искусству, а искусство - славе. Переживая гармонию в музыке, Сальери потерял
дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни
("я мало жизнь люблю"), поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в
жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства. Сальери не может
смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его
мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить
справедливость, "исправить ошибку небес".
Моцарт является как бы олицетворением небесных сил. Именно так он и представлен
в трагедии. Сальери не понимает как много труда в его творчестве. Но все это в
Моцарте скрыто и от нас. Он обращен к Сальери и к нам своей небесной стороной:
беспечный в жизни, бессознательно, шутя создающий гениальное в искусстве. Он
творит не потому, что силится творить, как Сальери, но потому, что он «с волей
небесною дружен». У Пушкина Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и
в Сальери – своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить. Его душа
открыта звукам небесным.
Коренное различие между ними в том, что
Сальери чувствует себя «служителем искусства», а Моцарт «сыном гармонии». Для
Сальери искусство – суровый властелин, награждающий за труд, а сам Сальери –
вернейший раб своего повелителя:
Быть может, посетит меня восторг
И творческая ночь и вдохновенье.
Трагедия Сальери в том, что он отделил не только
музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и
убивает гения и превращается в человека-убийцу.
Особенно ярко
прослеживается одна фраза, которую говорят оба героя, но с разной интонацией.
Моцарт спрашивает: "А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не
правда ль?" Сальери утверждает: "Гений и злодейство две вещи
несовместные. Неправда…" Еще одна важная тема в пьесе - тема смерти, тема
"черного человека", которая связана с темой судьбы. Все рассказы о
"черном человеке", о "Реквиеме" Сальери мог воспринимать
как напоминание о принятом им решении, но он не отказывается от него. Сальери -
логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна
справедливость, он не понимает, почему вдохновение не дается ему без труда?
Почему он не гений? А Моцарт отвечает, что гений не способен на злодейство.
После ухода Моцарта, Сальери спрашивает: "Но ужель он прав, и я не
гений?" Сальери остается с неразрешенной проблемой справедливости. Таким
образом, в своей трагедии автор создал разные типы художников: легкого,
вдохновенного Моцарта и трудяги Сальери. Это помогло ему коснуться очень важных
проблем творчества, задать очень актуальные для всего человечества вопросы,
коснуться тем, которые волнуют нас в течение всей нашей жизни.
|