Беймбет Майлин (1894-1938 гг.)
Уроженец Костанайской области. Писатель, драматург, один из основоположников казахской литературы.
Майлин учился в медресе (1911-1912), в школе Уазифа в Троицке (1913), в медресе Галия в Уфе (1913-1915). В 1916-1922 гг. - учитель в родном ауле. В 1923-1925 гг. Майлин являлся литературным сотрудником, редактором Костанайской губернской газеты "Еңбекші қазақ", в 1928-1932 гг. — редактором газеты "Ауыл тілі", в 1932-1934 гг. — заведующим отделом, заместителем редактора газеты "Социалистік Қазақстан", в 1934-1937 гг. — редактором газеты "Қазақ әдебиеті". В 1937 г. Майлина репрессировали, реабилитировали в 1958 г.
Свой творческий путь Майлин начал с создания поэтических произведений. В стихах "Черты мусульманина"(1912), "Нужда"(1913), "Скот"(1914), "Богатство"(1915) отразились его раздумья о жизни, о несправедливости, о тяжелой доле трудового народа. События национально-освободительного восстания 1916 г. нашли отражение в стихотворении Майлина "Кровавый туман". Не оправдались надежды, которые он возлагал на Февральскую демократическую революцию 1917 г., связывая с падением самодержавия надежды на обретение свободы и равенства ("В степи", “Казаху”, "Съезд"(1917)). Поэта вдохновляет тема борьбы казахского народа за новую жизнь, за светлое будущее. Вершинами гражданской лирики Майлина являются стихотворения "Кто злодей" (1922), "Бедняку" (1922), "С праздником" (1922), "Сегодня" (1928). Герой многочисленных стихов, поэм, рассказов Майлина - в прошлом забитый бедняк, ставший сознательным строителем новой жизни. Таков, например, герой его лирики - Мырқымбай - в стихотворениях "Мырқымбай" (1922), "Досада бедняка" (1923), "Дай руку, Мырқымбай" (1926) и др.
Майлин является автором более десяти поэм. Первый сборник его поэм был издан в 1936 г. под названием "Маржан". В поэмах "Байская дочь" - (1917), "Девушка Разия" (1919), "Беглянка" (1921), "Маржан" (1923) Майлин воспроизвел трагическую судьбу женщины-казашки в дореволюционном ауле, показал пути ее освобождения от тяжелой доли. Весомый вклад внес Майлин в развитие прозы, в особенности рассказа. В "Айранбае" (1924), "Буланом иноходце" (1924), "Оправданном труде" (1928), "Рыжей полосатой шубе" (1928), "Письмах Шапая" (1928) раскрывается тема духовного пробуждения людей. Из них своим идейно-художественным совершенством выделяется рассказ "Рыжая полосатая шуба" (1928). Живость повествования, емкость сюжета, стройность композиции обнаруживают в лице Майлина замечательного мастера малой прозы. В своих рассказах Майлин затрагивал тему коллективизации ("Председатель совета Камиля", "Ұлбосын", "Муқыш, сын Арыстанбая" (1930), и др.), пытался раскрыть духовный мир человека, показывал сложный противоречивый путь общественной жизни, перегибы в колхозном строительстве.
Майлин известен и как талантливый очеркист, фельетонист, отразивший напряженную жизнь советских людей в годы индустриализации (сборник фельетонов "Вырезки" (1924); очерка "На стройках гигантов" (1934)). Первая повесть Майлина — "Памятник Шуги" (1915) — о трагической судьбе казахской девушки, явилась этапным произведением в развитии казахской прозы. В дальнейшем Майлин неоднократно обращался к разработке проблемы равноправия женщины, создавая впечатляющие образы казахских женщин. Майлин — автор повестей "Рассказ Амиржана" (1932), "Пятнадцать дворов" (1933), "На току" (1933), в которых созданы образы людей из народа, стремившихся к лучшей жизни. В романе "Азамат Азаматович" (1935) нашли широкое отражение важные исторические события накануне коллективизации. Этот роман в 1935 г. был переведен на русский язык под названием "Дочь казаха". Другие романы Майлина ("Красный флаг", "Соседи", "Схватка") не сохранились, отдельные отрывки из них печатались в журнале "Әдебиет майданы" в 1932-1936 гг. Майлин внес свой вклад в разработку и развитие различных жанров драматургии. В пьесах "Мулла Шаншар" (1916), "Обручение" (1926), "Протокол" (1926) высмеяно невежество мулл. Ряд пьес посвящен революционной тематике: "Жалбыр" (1935), "Амангелді" (1930). Многогранный талант художника, жизненный реализм, глубокое знание истории, поэзии, языка казахского народа, богатый жизненный опыт определили место Майлина в казахской литературе.
|