Абай Кунанбаев
(1845-1904 гг.)
Великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в Чингисских горах Семипалатинской области (ныне Абайский район Семипалатинской области).
Начальное образование Абай получил дома, а затем он пять лет обучался в медресе семипалатинского имама Ахмет-ризы. Именно там будущий поэт стал увлекаться чтением классиков восточной литературы. Наряду с этим, Абай начинает интересоваться русским языком и русской культурой. Но ему не суждено было закончить учение в городе. Отец вернул его в аул и стал приучать к будущей деятельности в качестве главы рода.
Когда Абаю было двадцать восемь лет, произошел его окончательный разрыв с отцом. После этого он углубляется в изучение русской классической литературы и поэтического творчества народов Востока.
Абай начал сочинять стихи с двенадцати лет, но сохранились и дошли до наших дней лишь несколько произведений, написанных им в этот период. На тридцать пятом году жизни Абай снова возвращается к поэзии, продолжая, как и в юношеские годы, подписывать свои стихи чужим именем. Лишь летом 1886 г. Абай впервые поставил свою подпись под стихотворением "Лето".
Необычайно многогранна личность Абая, который был не только поэтом, но и музыкантом, философом, просветителем и общественным деятелем. Литературное наследие Абая огромно, оно включает в себя стихи, поэмы, переводы и беседы с читателем ("Қарасөз", или "Слова назидания")- Абай стал первым казахским поэтом, который перевел Пушкина, Лермонтова и Крылова. Благодаря его пересказам, в степи стали популярными поэмы классиков Востока: "Шахнаме", "Лейли и Меджнун", "Кер-оглы" и другие. Используя русские тексты, Абай переводил классиков западноевропейской литературы: Шиллера, Гете, Байрона, Гейне, Мицкевича.
Главный этико-философский труд Абая - "Слова назидания", который поэт писал в течение восьми лет, представляет из себя анализ современного поэту казахского общества второй половины XIX в. В нем Абай затрагивает проблемы, которые, по его мнению, не давали казахскому народу выйти из темноты веков. В то же время, "Слова назидания" полны веры и надежды на то, что трудные времена останутся - позади и казахи займут достойное место среди других народов.
В своих стихах Абай воспевает красоту родной степи, трудолюбие и мудрость своего народа, призывает его к борьбе за свои права, к просвещению для всех.
Поэмы "Ескендір", "Мақсұт", "Сказание об Азиме", написанные Абаем, явились следствием оригинального подхода поэта к культуре Ближнего Востока.
Общественная деятельность Абая была связана, в основном, с выполнением функций волостного. Занимая этот пост, он старался выносить справедливые и беспристрастные решения по многим делам.
Творческое наследие Абая включает в себя также музыкальные произведения, написанные поэтом к своим стихам. В основном это мелодии к его переводам отрывков из пушкинского "Евгения Онегина", которые, благодаря поэту, стали популярными в казахском народе.
Имя Абая для многих к светлому будущему. Основоположник казахской классической литературы, Абай стал духовным проводником своего народа, а созданные им произведения не потеряли своей актуальности и в современных условиях независимого развития Казахстана. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 г.- годом Абая.
|