Шалкииз-жырау Тленшиулы
(1456-1560 гг.)
Шалкииз-жырау Тленшиулы — казахский поэт-сказитель, батыр и воин.
Отец Шалкииза — Тленши — был крупным феодалом-аристократом своего времени, а мать - дочерью Мусы — великого бия Ногайской Орды. Лишившись матери в возрасте 3-х месяцев, Шалкииз воспитывается у деда со стороны матери. Будучи выходцем из среды кочевников-аристократов, Шалкииз с первых дней своей жизни рос и воспитывался в высшем свете. Данное обстоятельство повлияло на формирование его личности и его поэзию.
Тот факт, что в его роду со стороны отца никогда не было биев, сильно коробило тщеславного и властолюбивого Шалкииз-жырау, и поэтому он всегда стремился обрести власть над самими властьимущими. Властолюбивый нрав Шалкииз-жырау нашел отражение в рассказах о нем и в самом его творчестве.
Из творчества Шалкииз-жырау до нас дошло около 600 строк. По всей видимости, это лишь небольшая часть творческого наследия поэта, но, тем не менее уже она свидетельствует о незаурядном таланте Шалкииза, раскрывает направление, тематику и особенности его поэзии. Шалкииз-жырау был самым прославленным поэтом своего времени. До революции 1917 г. его творения вошли в 12 песенных сборников и хрестоматий. Для того времени это была астрономическая цифра. Шалкииз-жырау является первым из казахских поэтов-сказителей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени. Песни Шалкииз-жырау, посвященные Тимур бию, переиздавались четыре раза в разных сборниках и периодической печати.
Шалкииз-жырау также являет собой классический пример создателя и носителя казахского импровизаторского искусства. Но философская глубина многих произведений поэта, требовавшая долгих размышлений и неустанной работы мысли, наводит на мысль о том, что они подвергались последующей доработке и не являются плодом чистой импровизации.
Шалкииз-жырау - новатор. Он является основателем философского направления казахской поэзии. Произведения Шалкииз-жырау отличаются своей философской афористичностью. Он является автором многих афористических выражений, которые в последующем превратились в пословицы и поговорки.
Произведения Шалкииз-жырау дошли до нас не во всей своей полноте, и поэтому нельзя говорить о какой-либо цельной, сформировавшейся философской концепции поэта. Однако некоторые отрывки из его поэтических произведений позволяют нам судить о его взглядах на общество и человеческую жизнь.
Большую часть своей жизни Шалкииз-жырау провел при дворе правителя Ногайской Орды - Тимур бия. После смерти последнего Шалкииз-жырау находился рядом с Мамаем и его младшим братом Жусупом - одними из влиятельных людей Ногайского ханства. В развернувшейся борьбе между Исмаилом и Жусупом Шалкииз-жырау остается на стороне последнего. Но позже, в результате провокационной политики Исмаила Жусуп отталкивает от себя Шалкииза, и поэт отдаляется от своего покровителя. Последние годы своей жизни Шалкииз-жырау проводит в казахском государстве при Хакназар-хане.
|