Четверг, 25.04.2024, 05:03Приветствую Вас Гость | RSS
Маринкины рассказы.
Меню сайта
Категории каталога
Биографии [61]
Биографии на казахском языке [74]
Знаменитые казахи [174]
Рефераты по биологии [12]
Рефераты по географии [11]
Наш опрос
Как Вам Сайт?
Всего ответов: 10602

Каталог статей


Главная » Статьи » Биографии

Как писать сочинение

   

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

1. Раскрытие темы

 

ДВА ПОДХОДА К РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ

Как раскрыть тему сочинения?
Снова мучительный вопрос!
Давайте предположим, что существуют два различных подхода к раскрытию темы.
К какому результату они приведут - вот мера их правильности.

ПОДХОД ПЕРВЫЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ:
В сочинении должны быть не только затронуты, но и раскрыты все аспекты темы, в сочинении должен содержаться максимум информации по теме.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Отразить весь объем известной информации, все знания по теме сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это максимум информации по теме.

ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Нечто бесформенное по поводу темы.


НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД

_________________________________________________________

ПОДХОД ВТОРОЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛЯХ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении невозможно раскрыть все аспекты темы, поэтому стоит остановиться только на одном, самом простом тезисе (утверждении) и подборе аргументов (доказательств) к этому тезису.

ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ:
Доказать, аргументировать единственный простой и ясный тезис (утверждение) в рамках темы сочинения.

ФОРМУЛА СОЧИНЕНИЯ:
Сочинение - это тезис и его аргументация.


ЧТО ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ?
Целенаправленная интеллектуальная деятельность, приведшая к результату - выводу.

ВЕРНЫЙ ПОХОД:
СОЧИНЕНИЕ=ТЕЗИС+АРГУМЕНТ

 

 

2. Этапы работы над сочинением

Этапы работы над сочинением :

ЗАДАЧИ КАЖДОГО ЭТАПА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.

ТЕМА
(ЭТАП 1 . Из множества вопросов, составляющих объем темы сочинения, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.)

ЭТАП 4 .
Общая характеристика темы сочинения.

Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения...

ЭТАП 5 .
Мотивировка сужения темы сочинения.

Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему.

ЭТАП 3 .
Основная часть. Аргументация тезиса сочинения.

Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.

ЭТАП 2 .
Тезис основной части сочинения.

Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения.

ЭТАП 6 .
Тезис заключения сочинения.

Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д.

 

Оказывается, мы работаем над сочинением не в прямой последовательности частей - от начала к концу, - а иначе.
Задумайтесь над этим фактом!
Теперь смотрите, что из этого вышло!

 

3. Требования к сочинению

ТРЕБОВАНИЯ к сочинению

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

ОШИБКИ

1. Отсутствие ошибок в сочинении: орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических.

Повышай грамотность, критически оценивай написанное, делай проверку даже по самым простым правилам!

ЯЗЫК

2.Богатство словаря, точность словоупотребления, разнообразие морфологических категорий и синтаксических конструкций, используемых в сочинении.

Больше читай! Старайся запоминать и употреблять новые слова, подбирай синонимы, даже при отсутствии практической необходимости в них! Экспериментируй: вырази мысль с помощью разных синтаксических конструкций! Стремись к совершенству!

СТИЛЬ

3.Стилистическое единство и выразительность сочинения.

Можно одеть смокинг и кроссовки? Иногда опасно соединять несоединимое. Так и неосторожно употребленное слово или выражение способно испортить все впечатление!

ЛОГИКА

4.Последовательность изложения, логическая связь мыслей в сочинении.

Мысль развивается плавно, медленно, без внезапных скачков, автор делает небольшие промежуточные выводы - такую работу легче понять читающему!

ТЕКСТ
И ЕГО
ФАКТЫ

5.Знание текста (текстов) произведения (произведений), отсутствие фактических ошибок в сочинении.

Запоминай имена героев произведений, его сюжет! Составляй краткие конспекты изученных произведений!
Железное правило: если в чем-то не уверен, не пиши! Не стоит путать имена, названия, сюжеты - эта ошибка очень "дорого" обходится!

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, НАВЫКИ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

6.Знание некоторых сведений по теории литературы и умение эти сведения использовать для анализа художественного произведения.

Можно сдавать экзамен по физике и при этом не употреблять слов "джоуль", "ватт", "ампер"? Понятия "форма" и "содержание", "идея", "жанр", "система персонажей", "конфликт", "кульминация", "композиция", "деталь" и другие жизненно необходимы автору сочинения, претендующему на хорошую оценку.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

7.Самостоятельность пишущего во взглядах, оценках, т.е., наличие собственной точки зрения, развитого мировоззрения.

Знакомься с разными точками зрения и оценками художественного произведения, пытайся понять авторскую позицию, определи свое отношение к ней, полемизируй со всеми, в том числе и с собой, но не забывай главного: любая точка зрения всегда нуждается в доказательствах, аргументах.

КРУГОЗОР

8.Широкий кругозор.

Иногда следует отвлечься от деталей и посмотреть по сторонам

ТЕМА

9.Самое важное, самое главное!

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГО ТЕМЕ.

О соответствии содержания сочинения его теме будем рассуждать далее...

 

4. Последовательность написания сочинения

Какую последовательность работы над сочинением можно предложить исходя из представления о том, что сочинение - доказательство ясно сформулированного утверждения?
Перейдем в область практических действий.
Допустим, нам предложено написать сочинение по следующей теме: "Конфликт в пьесе Грибоедова "Горе от ума".
Попробуем нашу деятельность разбить на условные этапы, на каждом из которых мы решаем какую-то конкретную задачу (этапы 0.1, 0.2, 0.3 подготовительные, но совершенно необходимые).

 

 

0.1. СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Тема сочинения имеет определенный объем, и этот объем может быть разбит на отдельные части.

Конфликт в "Горе от ума" =
общественный конфликт +
любовный конфликт +
конфликт поколений +
главный конфликт +
второстепенный конфликт и т.д...

0.2. ЕЩЕ ОДНО СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Каждую из этих частей тоже можно делить на части.

Общественный конфликт=
содержание общественного конфликта +
структура, строение общественного конфликта +
актуальность общественного конфликта в наше время и т.д...

0.3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, ЗАМЕНЯЮЩИХ ТЕМУ СОЧИНЕНИЯ И СУЖАЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕМ

Чтобы наша деятельность была целенаправленной, мы должны определять объем раскрываемой темы с помощью множества вопросов, т.к. вопросы нуждаются в ответе, тем самым стимулируют наше движение к результату - выводу сочинения.

Конфликт в "Горе от ума".
(Какой конфликт в пьесе можно назвать главным и почему?
Как в пьесе переплетены общественный и любовный конфликты?
Почему общественный конфликт актуален и в наше время?
Каковы особенности строения общественного конфликта?
Как в конфликте отразилась авторская идея, позиция, замысел?)

1. ВЫБОР ЕДИНСТВЕННОГО ВОПРОСА, НА КОТОРЫЙ ЕСТЬ ЯСНЫЙ ОТВЕТ

Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.

Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, позиция, замысел?

2. ОТВЕТ НА ВОПРОС СОЧИНЕНИЯ - ЭТО ТЕЗИС ГЛАВНОЙ ЧАСТИ.

Формулируем однозначный ответ на вопрос сочинения.
Ответ на вопрос - это тезис (утверждение) сочинения, вывод главной части, заранее известный результат нашей работы.

Грибоедов полагает, что общественный конфликт завершится победой консервативных сил.

3. ПОДБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ К ТЕЗИСУ ГЛАВНОЙ ЧАСТИ

Подбираем основные аргументы (доказательства) к тезису сочинения, располагаем их в логической последовательности.
Аргументы (доказательства) тезиса составят основную, главную часть сочинения.

1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны.
3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку.
4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого.
5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время.
6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе.

4. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Приступаем к написанию первой части вступления - общей характеристики темы сочинения: объясняем важность, значимость темы для понимания произведения читателем, для понимания причин, подтолкнувших автора к созданию художественного произведения...

Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе.

5. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ - МОТИВИРОВКА СУЖЕНИЯ ТЕМЫ

Пишем одну из важнейших частей сочинения - мотивировку сужения темы: объясняем, какой вопрос в рамках данной темы для нас является важнейшим и почему.

Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить, какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными и важными для нас - типология, структура, актуальность или что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕЗИС - ТЕЗИС ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Работаем над вторым тезисом сочинения - тезисом заключения, который должен расширить круг вопросов, связанных с темой сочинения: в этой части перед нами встает задача связать результаты, полученные при сужении темы в основной части сочинения, с такими проблемами, как место произведения в творчестве автора, в истории русской литературы, значимость, актуальность произведения для современного читателя и т.д.

Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель.
Жива надежда.

 

5. Структура сочинения

Теперь рассмотрим, какие задачи мы решаем на каждом из этапов с точки зрения расположения частей сочинения относительно друг друга.

КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА"

ЭТАП 1. Из множества вопросов, составляющих объем темы, выбираем тот, на который мы способны дать ясный и простой ответ.Как в конфликте пьесы отразилась авторская идея, замысел, позиция ?

ЭТАП 4. Общая характеристика темы.
Чтобы лучше понять, правильнее истолковать драматическое произведение, внимательному, вдумчивому читателю необходимо прежде всего обратиться к анализу, осмыслению конфликта, т.е. столкновения, борьбы, противоречия - всего того, что является источником, пружиной развития действия в пьесе

ЭТАП 5. Мотивировка сужения темы.
Приступая к анализу конфликта комедии "Горе от ума", мы должны для себя решить, какие свойства, стороны этого конфликта являются интересными и важными для нас - типология, структура, актуальность или что-то другое ?
Как мне кажется, многое в содержании пьесы прояснится, если мы попробуем найти ответ на вопрос, как в конфликте отразилась авторская позиция, замысел, идея, что хотел нам сказать автор, изобразив именно такой конфликт

ЭТАП 3. Основная часть. Аргументация тезиса.
1. В пьесе два конфликта - любовный и общественный.
2. Конфликты тесно переплетены, взаимосвязаны.
3. Любовный конфликт в пьесе имеет и завязку, и развязку.
4. Общественный, социальный конфликт возникает еще до того, как действие в пьесе началось - этот конфликт - причина путешествия Чацкого.
5. Общественный конфликт не имеет развязки в пьесе : отъезд Чацкого не снимает напряженности в развитии этого конфликта, развязка отложена на неопределенное время.
6. Автор не показал развязки общественного конфликта, т.к. пьеса была написана до событий декабря 1825 года, когда и должна была наступить развязка исторического конфликта между прогрессивными и консервативными силами в русском обществе

ЭТАП 2.Тезис основной части .
Изображая поражение Чацкого в любовном конфликте, автор, видимо, полагает, что общественный конфликт также завершится победой консервативных сил русского дворянства.
Это является источником противоречия в сознании автора, которое он не в силах разрешить для себя : с одной стороны, то, что предлагает Чацкий, правильно, разумно, жизненно необходимо русскому обществу, с другой стороны, автор осознает, что вряд ли прогрессивные, разумные силы одержат верх в историческом конфликте

ЭТАП 6. Тезис заключения
Грибоедов, как автор первой реалистической пьесы в русской литературе, оказался провидцем : соратники Чацкого потерпели поражение в 1825 году.
Но жива пьеса, пока есть зритель и читатель.
Жива надежда.

Категория: Биографии | Добавил: marinkinrasskaz (26.10.2007) | Автор: Marina
Просмотров: 11512 | Рейтинг: 4.0/7 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
 Создать сайт в системе UcoZ
Создать сайт в системе UcoZ
Googla.ru - поисковый каталог ресурсов
Каталог getrix.ru
Поможем получить кредит
Каталог сайтов - Atlanktis.ru
Образование и обучение;
детские учреждения для всех;
художественная школа для всех.
Информационно развлекательный проект. Статьи, Новости, Кроссворды, Анекдоты, Обои рабочего стола, рейтинг сайтов
Поисковый каталог ресурсов SEO.ORG
Сервис авто регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
Каталог сайтов
Nafigator.Ru - Белый каталог сайтов
Красный каталог деловых интернет-ресурсов RedCat.net.ua.
Удобный поиск и рубрикатор.
Телефоны, почтовые адреса, информация.
Товары и услуги.
Каталог сайтов Всего.RU
Каталог ресурсов Hosa
Каталог сайтов OpenLinks.RU
Чугунные ванны, продажа ванн, установка ванны, ванны чугунные
Женский журнал myJane:
гороскоп бесплатный
диета скачать

Рефераты

Дистанционное образование

Образование за рубежом

//libero.ucoz.ru/

http://www.gorkov.ru/

http://love.mail.ru/

//www.rbc.ru/

http://aboutstudy.ru/

www.vkontakte.ru

www.odnoklassniki.ru

Статистика