Мать и сын в романе М.Горького «Мать».
Имя Горького выделяется беспримерным потенциалом человеческой гордости, сливаясь с тем, что сам писатель назвал Человеком с большой буквы. Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями, конфликтами, сюжетами, образами. Самое же главное: в вековечный спор о человеке, в спор о том, что такое человек, - «венец природы» или «тварь дрожащая»? – он принёс нечто, коренным образом изменившее и направление споров, и их существо.
Со страниц его первых же произведений встала сама Россия, находящаяся на распутье, страдающая и вопрошающая, уповающая и бунтующая, мучительно ищущая дорогу в светлое будущее. Обнажились все «боли, беды, обиды» жизни, всё то, что мучило миллионы людей, причиняя им невыносимые страдания, и всё то, что будило в их сердцах надежду на возможность иной, прекрасной человеческой жизни. Созданная молодым писателем картина поражала и убеждала, что жизнь во всех уголках России бесчеловечна, давит, мнёт, ломает людей.
В произведениях М.Горького, яркие, колоритные фигуры вставали, как живые. И это естественно: прежде чем стать писателем, он вместе со своими будущими героями, людьми обездоленными и эксплуатируемыми, проходил суровую, закаляющую школу труда, вместе с ними узнавал и познавал своих друзей и врагов, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе», к свету.
Обо всём увиденном и пережитом на извилистых дорогах российской жизни Горький и поведал в своих произведениях, стремясь быть «правдивым голосом жизни, грубым криком тех, которые остались там, внизу». Он рассказывал о том, сколько сил приходится тратить простому человеку, чтобы найти «труд», о сотнях тысяч голодных мужиков, гонимых из деревень «раскрестьяниванием», о ремесленниках, босяках, голодных настолько, что уже не помнят об уголовном кодексе.
«Мать» - героическая эпопея, повествующая о подготовке русского народа к революционной борьбе за социалистические идеалы, за воплощение в жизнь великой мечты о Человеке. В ней запечатлена история русского пролетария, поднимающегося из самой гущи рабочего класса и вырастающего в сознательного борца против эксплуататорского общества накануне первой русской революции. Повесть рассказывает о неудержимом росте революционных настроений рабочего класса в ранний период назревания революционной ситуации в России. Опираясь на реальные факты из жизни русского пролетариата, Горький изображает пробуждение рабочего класса, его вступление в сознательную борьбу осуществление социалистического идеала.
Главными героями в произведении «Мать» являются фабричный коллектив, слободские рабочие, их жёны и дети – пролетарская масса, вместе с которой и среди которой живут, растут, трудятся ведущие герои произведения. Вначале мы видим безликую массу, тысячи похожих друг на друга, придавленных нуждой, обозлённых людей, изо дня в день отдающих свои силы фабрике и почти ничего не получающих от неё взамен. Жизнь слободки покрыта плотной пеленой мрака.
Это подчёркивается в первой же главе зарисовки из быта рабочих. Всё окрашено в тёмные, серые, грязные тона. Страшна фигура слесаря Михаила Власова. Он, как бы, выражает трагизм положения рабочего класса, задавленного «обстоятельствами», разрозненного, разъединённого. Михаил Власов гибнет бесславно. Но судьбы его жены, сына складываются по-другому. Встреча с «запрещёнными людьми» открыла перед Павлом Власовым иной жизненный путь. Он создаёт в слободке революционный подпольный кружок, сплачивает вокруг себя наиболее энергичных рабочих, а они разворачивают политическое просвещение. К своей цели они идут упорно, неутомимо, удерживая людей от бесполезной траты сил на выступление одиночек. Воспользовавшись «историей с болотной копейкой», Павел Власов открыто произнёс политическую речь, сыгравшую огромную роль в воспитании рабочих. Слушая её, рабочие смотрели в лицо Павла «сотнями внимательных глаз».
Сцена царского суда над Павлом и его единомышленниками, его речь на суде – кульминационный пункт в развитии и конфликта, и сюжета повести.
На суде сталкиваются лицом к лицу два непримиримых лагеря. В мрачных тонах даётся всё, что относится к старому миру. Это «больной мир», «неживой», «холодный и скользкий», «мёртвый», «безучастный», «скучный» - других определений у Горького нет.
Появление же в зале суда Павла Власова и других участников демонстрации подобно дуновению свежего ветра. В зале становится светлее, отчего фигуры судей кажутся ещё более тусклыми. Если обильная словами речь прокурора отличается «скупостью» чувств, то у Павла каждое слово дышит страстью, убеждением, силой.
Мать Павла Власова, Пелагея Ниловна, символизирует в повести подъём рабочего народа, приобщение к великому делу эпохи. Она притягивает к себе людей не только новизной и красотой своих идей, но и сердечным доверием к человеку труда. Материнская любовь к сыну, страх за него толкнули Пелагею Ниловну к революционерам. Но затем эта любовь к сыну, сливаясь с великой правдой жизни, превращается в любовь к рабочим людям всей земли. Когда же на суде Пелагея Ниловна сравнивала представителей двух противоборствующих лагерей, вера её переросла в прочное убеждение: всё будет так, как сказал Павел. «Вчера узнала я, что правда эта… никто не может спорить с нею, никто!». С этим убеждением Пелагея Ниловна и уходит к народу, неся людям, словно сына своего – слово правды о том, как достичь человеческого счастья на земле. Нет больше страха перед жизнью, нет прежней Пелагеи Ниловны, стремившейся обойти жизнь стороной. Жалость к людям в её душе сменяется «большой, всё и всех обнимающей любовью» к трудящимся. Даже внешне Пелагея Ниловна изменилась. Нет былой печали в глазах, как будто исчезла и сутулость. С народом говорит, выпрямившись во весь рост. Величественная фигура «седой женщины с большими честными глазами на добром лице» гармонирует с внутренним богатством прозревшего человека. Чем больше узнаёт она о революционерах – о тех, которые погибли, и о тех, которые звенят кандалами по дороге в Сибирь, и о тех, кто упорно ведёт работу в народе – чем больше узнаёт она об этих людях, друзьях её сына, тем сильнее убеждается в том, что в них и в её сыне воплотились лучшие надежды человечества. И образ её сына вырастает в её душе «до размеров героя сказки», соединяя в себе всё самое честное, героическое, светлое. Много прекрасных людей она увидела своими глазами.
Рабочая партия выступает в повести «Мать» как дружный, самоотверженный, всё увеличивающийся коллектив единомышленников. Это большая, тесная семья людей, объединённых могучим чувством ответственности за судьбу своей родины, ясным пониманием цели и смысла жизни. Они – «дети одной матери – непобедимой мысли о братстве рабочего народа всех стран земли».
|